Профилактическое занятие по формирванию здорового образа жизни "Формула здоровья"

Муниципальное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная)общеобразовательная школа
VIII вида №72 г. Челябинска











УРОК по ОБЖ:
 «ЛАБОРАТОРИЯ «ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ»













Составитель:
Меньшикова Ольга Витальевна,
Учитель ОБЖ  МСКОУ №72,









г,Челябинск
2010г.
Тема занятия: Формула здоровья.

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о здоровом образе жизни.

Задачи:
1.      Актуализировать знания детей по вопросу здорового образа жизни.
2.      Развивать потребность быть здоровым, приобщать  к здоровому образу жизни.
3.      Развивать творческие способности учащихся, осуществлять коррекцию памяти, внимания, мышления, речи, двигательных функций (общей и мелкой моторики).
4.      Активизировать словарный запас обучающихся.
5.      Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.


Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни, закаливание, активный образ жизни, режим дня, разнообразное питание, личная гигиена, настроение.

Форма проведения занятия: игра, беседа
Используемые методы:
  • словесный: выступление ведущего
  • наглядный: использование плакатов на данную тему
  • практический: анкетирование, игровые задания, физминутка, изготовление плаката «Формула здоровья»

Оформление:
    1. Плакаты в зале: «Здоровье – это единственная драгоценность»
                                                     «Забота о здоровье – лучшее лекарство»

Оборудование: магнитола, диск с записью сигнала SOS, инструментальной музыкой, лучи – составляющие формулы здоровья, «послание с планеты» в виде свёртка- 2 шт., эмблемы,  вывеска «Лаборатория ЗОЖ», «Формула здоровья», правила работы в команде, заготовки лучей-составляющих формулу ЗОЖ, картинки, вырезанные из журналов на тему здорового образа жизни, будильник, фломастеры, клей, подложки, салфетки.

Возраст детей: 6 класс,  11-12 лет.

Количество детей: 10 -12 человек.


















Ход урока.
Этап
Действия,  учителя
Действие учеников
1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята!
Педагог предлагает детям встать в круг. Педагог называет  свое имя и подаёт руку рядом стоящему ребёнку. То же самое делает ребёнок - называет свое имя и т.д.


Дети встают в круг и выполняя просьбу педагога, постепенно рукопожатиями образуют круг.
2. Объявление темы занятия
  Стоя в кругу, держа друг друга за руки.
  Я говорю вам: «Здравствуйте!..»
   А  что это значит - «Здравствуйте»?



   Я рада с вами встретиться.
  Детям предлагается занять свои места.
Ребята, до начала нашего урока учёные из космического центра нам передали сообщение, послушайте его (включается аудиозапись): «SOS! Помогите! Как сохранить здоровье?»
     Как вы думаете, что это?
    
     Вместе с этим звуковым сообщением мы получили послание.
Педагог зачитывает послание (в виде свёртка)
Планета  Мега-Альфа-Центавра,
 «Миллионы лет трудилась природа над созданием человека. Люди на нашей планете жили счастливо. Но в течение последних 100 лет на нашу планету со всей Вселенной ежедневно на космических звездолётах стали приходить генетически изменённые продукты, загрязнённая питьевая вода, никотиновые и алкогольные грузы, огромное количество рекламы. Мы поверили всему, что предлагалось и делали всё именно так. Сначала, мы не заметили того, что стали чаще болеть,  и  жители нашей планеты оказались  под угрозой вымирания! Наши учёные утеряли Формулу здоровья и   на межпланетном уровне просим вас о помощи – переправить нам Формулу здорового образа жизни. Если Формула не будет восстановлена, то нашей планете осталось существовать 2 года, в земном времени это 2 часа. Вы единственные, кто может нам помочь. Помогите!!!».
     Ребята, я думаю, мы сможем помочь.
Нам необходимо переместиться в лабораторию ЗОЖ (здорового образа жизни), где мы все с вами будем учёными и выведем «Формулу здоровья».
В нашем распоряжении 20 минут земного времени.
На доске вывешивается надпись «Лаборатория ЗОЖ».
Всем участникам игры выдаются эмблемы  «Лаборатория ЗОЖ».

Дети в ответ здороваются.
Варианты ответов детей. Этим словом мы приветствуем друг друга и желаем здравствовать, т.е. быть здоровым.

Дети  рассаживаются на места.




Варианты ответов детей. Сигнал о помощи.


Дети помогают прочитывать.





















Дети выражают согласие.








Дети прикрепляют эмблемы.
3.
Основной этап.









Физминутка с элементами анкетирования
     Итак, нам предстоит  вывести формулу здоровья, которая поможет нашим братьям по разуму выжить на своей планете,  восстановить и сохранить своё здоровье.
   Мы с вами  единая команда! А работа в команде отличается от простого общения тем, что происходит по определённым правилам. Для чего нужны правила?
 
Педагог обобщает ответы детей, и правила работы в команде вывешиваются на доску.

  Чтобы быстрее включиться в работу предлагаю провести разминку: встаньте, пожалуйста, в одну линию. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Если вы отвечаете «да», то делаете шаг вперёд, если «нет», то шаг назад. После каждого ответа – исходная позиция.
 Вопросы:
1.Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (да)
2.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения человека? (да)
3.Правда ли, что бананы поднимают настроение? (да)
4.В солнечную погоду настроение у людей лучше, чем в пасмурную? (да)
5.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на весь год? (нет)
6.Правда ли, что ежедневно нужно выпивать около двух литров жидкости? (да)
7.Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 7 часов? (нет).
     Вы замечательно справились с заданием «Разминки» и можем приступать к выведению «Формулы здоровья».

Педагог прикрепляет на доску вывеску «Формула здоровья»
-Чтобы вывести  ФОРМУЛУ ЗДОРОВЬЯ, мы будем прикреплять лучики-составляющие здоровье человека.

- Какого человека мы называем здоровым?



Беседа педагога с детьми о составляющих здорового образа жизни (порядок составляющих Формулы ЗОЖ варьируется от ответов детей)

-Как вы считаете, что является самым главным для сохранения здоровья?

-Какие продукты вы считаете самыми полезными для здоровья?

Педагог предлагает сделать выбор  полезных продуктов из предложенных  наклеить их на лучик с надписью правильное питание.

Во время работы детей педагог продолжает беседу:
- Как вы считаете, будет ли человек здоров, если станет употреблять каждый день одни и те же продукты?

-Что произойдёт, если люди отказываются от каких-либо продуктов что произойдёт?




- Молодцы, что не забыли и вместе с продуктами назвали воду. Это верно, ведь человеку в сутки необходимо употреблять не менее 1 литра жидкости. Вы  назвали более 30 видов продуктов, которые вы считаете полезными и необходимыми для здоровья.

- Сколько раз в день нужно питаться?

- Какое же питание является правильным?


Педагог предлагает детям  прикрепить первый лучик- составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ.

-От чего ещё зависит наше здоровье? Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- Кто из вас посещает спортивные секции?
- Кто делает зарядку каждый день?
- Как можно назвать то, что вы занимаетесь спортом, делаете гимнастику?
- Выберите те картинки, на которых изображен вид спорта, которым вы занимаетесь или предмет для активного образа жизни, который вы часто используете.

Педагог предлагает детям  прикрепить второй лучик- составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ.


-От чего ещё зависит наше здоровье?
- Кто из вас в этом году ни разу не болел?
- Вы знаете кто такие моржи?

- А вы знаете, что люди моржи практически никогда не болеют простудными заболеваниями, а как вы думаете, почему?
-Какие способы закаливания вы знаете?





Педагог предлагает детям  прикрепить третий лучик- составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ.

- Итак, следующее составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
- Что такое режим дня?


-Давайте выберем и наклеим те картинки, на которых изображены режимные моменты, которые вы соблюдаете.
Педагог предлагает детям  прикрепить четвертый лучик- составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ.

-В режиме дня вы назвали один важный компонент, который можно выделить отдельно, как вы думаете какой? Что вы делаете каждое утро, когда просыпаетесь и перед сном?
- Как можно это назвать по - другому?
- Как соблюдение гигиены влияет на здоровье?




-Наша формула почти готова, не хватает лишь несколько лучиков.
Педагог предлагает детям  прикрепить пятый лучик- составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ.

- Скажите, от чего ещё зависит наше здоровье?
-Какое влияние наносят  вредные привычки на организм человека?


- Какие ещё вредные для здоровья привычки вы знаете?



Педагог предлагает детям  прикрепить шестой лучик- составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ.

- Давайте составим следующий лучик и прикрепим его к ФОРМУЛЕ ЗДОРОВЬЯ.

- Ребята, осталось вспомнить последнее составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ, как вы считаете, от чего ещё зависит наше здоровье.
- Какие способы поднятия настроения вы знаете, что делаете вы, чтобы повысить седее настроение?


-Кто знает самый быстрый, лёгкий и эффективный способ поднятия настроения?
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
- Ещё один способ повышения настроения – это похлопать в ладоши. Давайте проверим.

- Где он применяется?
- Нам нужно поскорее оформить последний лучик, прикрепить его и ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ будет готова.

Педагог предлагает детям  прикрепить седьмой лучик - составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ.








Дети предлагают варианты.

Активность, чёткость, слаженность, взаимовыручка.



Дети отвечают на вопросы анкеты, комментируя свои ответы.



























Варианты ответов детей.
Человек здоров, если у него ничего не болит, он активен, бодр, у него хорошее настроение.





Варианты ответов детей.
 Правильное питание.

Овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыба, вода.

Дети выбирают картинки с изображением полезных продуктов и приклеивают их на луч с надписью «Правильное питание»


Нет, человек должен употреблять разнообразные продукты.


Они лишают свой организм необходимых витаминов и питательных веществ, что так же приводит к нарушению здоровья и нарушению двигательных функций организма







3 раза и больше.

Разнообразное и не менее 3 раз в день.

Один из детей прикрепляет лучик к надписи ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ.


Заниматься спортом.

Дети называют секции.
В школе зарядку делают все.
Активный образ жизни.

Дети выбирают и наклеивают картинки, при этом беседуя на тему активного образа жизни.


Готовый лучик прикрепляют к ФОРМУЛЕ ЗДОРОВЬЯ.



Варианты ответов детей.

Моржи – это люди, которые плавают в ледяной воде.
- У них  закалённый организм.


-Контрастный душ.
-Обтирание  влажным полотенцем.
- Обливание ног холодной водой.
- Хождение босыми ногами.
- Сон с открытой форточкой.

Дети наклеивают картинки и прикрепляют готовый лучик к Формуле.

- Соблюдение режима дня.
- Режим дня – это определённый ритм жизни, чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания.
Дети выбирают и наклеивают картинки, ведя при этом беседу  о соблюдении режима дня.
.



Умываемся, чистим зубы, принимаем душ.


-Соблюдение личной гигиены.
- Помыв руки перед едой, мы убиваем микробы.
-Умываясь утром, мы приобретаем бодрость.
Готовый лучик прикрепляют к формуле здоровья.





От вредных привычек.
Табакокурение негативно влияет на весь организм, особенно на дыхательную систему.

Переедание вредит органам пищеварения и ведёт к избыточному весу.
Привычка больше 2 часов в день смотреть телевизор и сидеть за компьютером влияет на зрение и общее состояние организма.

Дети оформляют лучик и прикрепляют его.


От хорошего настроения.


- Встретиться и пообщаться с друзьями.
- Посмотреть фильма.
- Послушать музыку.
- Съесть сладкое
- Спеть песню.
Дети улыбаются друг другу.


Дети хлопают в ладоши, повышая настроение.

На концертах, в цирке.
Дети наклеивают картинки со способами повышения настроения и прикрепляют последний лучик.
4. Подведение итогов.




















Педагог вместе с детьми обобщает  работу, подводит итоги.
- Уважаемые друзья, участники творческой лаборатории. ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ готова для телепортации.

Звучит музыка.

  Ребята наше послание принято, и пришёл ответ, послушайте его
«Вы открыли нам секрет,
Как здоровье сохранить,
Чтоб нам больше не болеть
И здоровой жизнью жить!
Спасибо!»

    Мы спасли планету Мега-Альфа-Центавра и её жителей от исчезновения.

    Как вы думаете, может ли подобная ситуация произойти с нами и нашей планетой Земля?   

    Как этого избежать?




















Ответы детей.

Жить по Формуле здоровья.
5. Домашнее задание.






 Я предлагаю вам  к следующему занятию дома  нарисовать  рисунок на тему «Как вы заботитесь о своём здоровье?»

Чтобы узнать новые факты о сохранении здоровья, мы встретимся на следующих занятиях.

     Всем спасибо за интересное общение  и работу. В благодарность всем нам аплодисменты.
- До свидания! Будьте здоровы!











Дети аплодируют и прощаются.



















Правила работы в команде:

активность

чёткость

слаженность

 взаимовыручка








ВЫ ОТКРЫЛИ НАМ СЕКРЕТ, КАК ЗДОРОВЬЕ СОХРАНИТЬ,
ЧТОБ НАМ БОЛЬШЕ НЕ БОЛЕТЬ И ЗДОРОВОЙ ЖИЗНЬЮ
ЖИТЬ! СПАСИБО!
ПЛАНЕТА  МЕГА-АЛЬФА-ЦЕНТАВРА  
«МИЛЛИОНЫ ЛЕТ ТРУДИЛАСЬ
ПРИРОДА НАД СОЗДАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА. ЛЮДИ
НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ЖИЛИ СЧАСТЛИВО. НО В ТЕЧЕНИЕ
ПОСЛЕДНИХ 100 ЛЕТ НА НАШУ ПЛАНЕТУ СО ВСЕЙ
ВСЕЛЕННОЙ ЕЖЕДНЕВНО НА КОСМИЧЕСКИХ
ЗВЕЗДОЛЁТАХ СТАЛИ ПРИХОДИТЬ ГЕНЕТИЧЕСКИ
ИЗМЕНЁННЫЕ ПРОДУКТЫ, ЗАГРЯЗНЁННАЯ ПИТЬЕВАЯ
ВОДА, НИКОТИНОВЫЕ И АЛКОГОЛЬНЫЕ ГРУЗЫ,
ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО РЕКЛАМЫ. МЫ ПОВЕРИЛИ
ВСЕМУ, ЧТО ПРЕДЛАГАЛОСЬ, И ДЕЛАЛИ ВСЁ ИМЕННО
ТАК. СНАЧАЛА, МЫ НЕ ЗАМЕТИЛИ ТОГО, ЧТО СТАЛИ
ЧАЩЕ БОЛЕТЬ,  И  ЖИТЕЛИ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ
ОКАЗАЛИСЬ ПОД
УГРОЗОЙ ВЫМИРАНИЯ! НАШИ УЧЁНЫЕ УТЕРЯЛИ
ФОРМУЛУ ЗДОРОВЬЯ И   НА МЕЖПЛАНЕТНОМ УРОВНЕ
ПРОСИМ ВАС О ПОМОЩИ – ПЕРЕПРАВИТЬ НАМ ФОРМУЛУ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ЕСЛИ ФОРМУЛА НЕ БУДЕТ
ВОССТАНОВЛЕНА, ТО НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ОСТАЛОСЬ
СУЩЕСТВОВАТЬ 2 ГОДА, В ЗЕМНОМ ВРЕМЕНИ ЭТО 2
ЧАСА.  ВЫ ЕДИНСТВЕННЫЕ, КТО МОЖЕТ НАМ ПОМОЧЬ.
ПОМОГИТЕ!!!».
























Активный
образ жизни

Режим дня


Правильное питание

Закаливание

Отсутствие вредных привычек


Хорошее настроение


Гигиена