Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная)общеобразовательная школа
VIII вида №72 г. Челябинска
УРОК по ОБЖ:
«ЛАБОРАТОРИЯ «ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ»
Составитель:
Меньшикова Ольга Витальевна,
Учитель ОБЖ МСКОУ №72,
г,Челябинск
2010г.
Тема занятия: Формула здоровья.
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Актуализировать знания детей по вопросу здорового образа жизни.
2. Развивать потребность быть здоровым, приобщать к здоровому образу жизни.
3. Развивать творческие способности учащихся, осуществлять коррекцию памяти, внимания, мышления, речи, двигательных функций (общей и мелкой моторики).
4. Активизировать словарный запас обучающихся.
5. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни, закаливание, активный образ жизни, режим дня, разнообразное питание, личная гигиена, настроение.
Форма проведения занятия: игра, беседа
Используемые методы:
- словесный: выступление ведущего
- наглядный: использование плакатов на данную тему
- практический: анкетирование, игровые задания, физминутка, изготовление плаката «Формула здоровья»
Оформление:
- Плакаты в зале: «Здоровье – это единственная драгоценность»
«Забота о здоровье – лучшее лекарство»
Оборудование: магнитола, диск с записью сигнала SOS, инструментальной музыкой, лучи – составляющие формулы здоровья, «послание с планеты» в виде свёртка- 2 шт., эмблемы, вывеска «Лаборатория ЗОЖ», «Формула здоровья», правила работы в команде, заготовки лучей-составляющих формулу ЗОЖ, картинки, вырезанные из журналов на тему здорового образа жизни, будильник, фломастеры, клей, подложки, салфетки.
Возраст детей: 6 класс, 11-12 лет.
Количество детей: 10 -12 человек.
Ход урока.
Этап | Действия, учителя | Действие учеников |
1. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Педагог предлагает детям встать в круг. Педагог называет свое имя и подаёт руку рядом стоящему ребёнку. То же самое делает ребёнок - называет свое имя и т.д. | Дети встают в круг и выполняя просьбу педагога, постепенно рукопожатиями образуют круг. |
2. Объявление темы занятия | Стоя в кругу, держа друг друга за руки. Я говорю вам: «Здравствуйте!..» А что это значит - «Здравствуйте»? Я рада с вами встретиться. Детям предлагается занять свои места. Ребята, до начала нашего урока учёные из космического центра нам передали сообщение, послушайте его (включается аудиозапись): «SOS! Помогите! Как сохранить здоровье?» Как вы думаете, что это? Вместе с этим звуковым сообщением мы получили послание. Педагог зачитывает послание (в виде свёртка) Планета Мега-Альфа-Центавра, «Миллионы лет трудилась природа над созданием человека. Люди на нашей планете жили счастливо. Но в течение последних 100 лет на нашу планету со всей Вселенной ежедневно на космических звездолётах стали приходить генетически изменённые продукты, загрязнённая питьевая вода, никотиновые и алкогольные грузы, огромное количество рекламы. Мы поверили всему, что предлагалось и делали всё именно так. Сначала, мы не заметили того, что стали чаще болеть, и жители нашей планеты оказались под угрозой вымирания! Наши учёные утеряли Формулу здоровья и на межпланетном уровне просим вас о помощи – переправить нам Формулу здорового образа жизни. Если Формула не будет восстановлена, то нашей планете осталось существовать 2 года, в земном времени это 2 часа. Вы единственные, кто может нам помочь. Помогите!!!». Ребята, я думаю, мы сможем помочь. Нам необходимо переместиться в лабораторию ЗОЖ (здорового образа жизни), где мы все с вами будем учёными и выведем «Формулу здоровья». В нашем распоряжении 20 минут земного времени. На доске вывешивается надпись «Лаборатория ЗОЖ». Всем участникам игры выдаются эмблемы «Лаборатория ЗОЖ». | Дети в ответ здороваются. Варианты ответов детей. Этим словом мы приветствуем друг друга и желаем здравствовать, т.е. быть здоровым. Дети рассаживаются на места. Варианты ответов детей. Сигнал о помощи. Дети помогают прочитывать. Дети выражают согласие. Дети прикрепляют эмблемы. |
3. Основной этап. Физминутка с элементами анкетирования | Итак, нам предстоит вывести формулу здоровья, которая поможет нашим братьям по разуму выжить на своей планете, восстановить и сохранить своё здоровье. Мы с вами единая команда! А работа в команде отличается от простого общения тем, что происходит по определённым правилам. Для чего нужны правила? Педагог обобщает ответы детей, и правила работы в команде вывешиваются на доску. Чтобы быстрее включиться в работу предлагаю провести разминку: встаньте, пожалуйста, в одну линию. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Если вы отвечаете «да», то делаете шаг вперёд, если «нет», то шаг назад. После каждого ответа – исходная позиция. Вопросы: 1.Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (да) 2.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения человека? (да) 3.Правда ли, что бананы поднимают настроение? (да) 4.В солнечную погоду настроение у людей лучше, чем в пасмурную? (да) 5.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на весь год? (нет) 6.Правда ли, что ежедневно нужно выпивать около двух литров жидкости? (да) 7.Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 7 часов? (нет). Вы замечательно справились с заданием «Разминки» и можем приступать к выведению «Формулы здоровья». Педагог прикрепляет на доску вывеску «Формула здоровья» -Чтобы вывести ФОРМУЛУ ЗДОРОВЬЯ, мы будем прикреплять лучики-составляющие здоровье человека. - Какого человека мы называем здоровым? Беседа педагога с детьми о составляющих здорового образа жизни (порядок составляющих Формулы ЗОЖ варьируется от ответов детей) -Как вы считаете, что является самым главным для сохранения здоровья? -Какие продукты вы считаете самыми полезными для здоровья? Педагог предлагает сделать выбор полезных продуктов из предложенных наклеить их на лучик с надписью правильное питание. Во время работы детей педагог продолжает беседу: - Как вы считаете, будет ли человек здоров, если станет употреблять каждый день одни и те же продукты? -Что произойдёт, если люди отказываются от каких-либо продуктов что произойдёт? - Молодцы, что не забыли и вместе с продуктами назвали воду. Это верно, ведь человеку в сутки необходимо употреблять не менее 1 литра жидкости. Вы назвали более 30 видов продуктов, которые вы считаете полезными и необходимыми для здоровья. - Сколько раз в день нужно питаться? - Какое же питание является правильным? Педагог предлагает детям прикрепить первый лучик- составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ. -От чего ещё зависит наше здоровье? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? - Кто из вас посещает спортивные секции? - Кто делает зарядку каждый день? - Как можно назвать то, что вы занимаетесь спортом, делаете гимнастику? - Выберите те картинки, на которых изображен вид спорта, которым вы занимаетесь или предмет для активного образа жизни, который вы часто используете. Педагог предлагает детям прикрепить второй лучик- составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ. -От чего ещё зависит наше здоровье? - Кто из вас в этом году ни разу не болел? - Вы знаете кто такие моржи? - А вы знаете, что люди моржи практически никогда не болеют простудными заболеваниями, а как вы думаете, почему? -Какие способы закаливания вы знаете? Педагог предлагает детям прикрепить третий лучик- составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ. - Итак, следующее составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ? - Что такое режим дня? -Давайте выберем и наклеим те картинки, на которых изображены режимные моменты, которые вы соблюдаете. Педагог предлагает детям прикрепить четвертый лучик- составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ. -В режиме дня вы назвали один важный компонент, который можно выделить отдельно, как вы думаете какой? Что вы делаете каждое утро, когда просыпаетесь и перед сном? - Как можно это назвать по - другому? - Как соблюдение гигиены влияет на здоровье? -Наша формула почти готова, не хватает лишь несколько лучиков. Педагог предлагает детям прикрепить пятый лучик- составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ. - Скажите, от чего ещё зависит наше здоровье? -Какое влияние наносят вредные привычки на организм человека? - Какие ещё вредные для здоровья привычки вы знаете? Педагог предлагает детям прикрепить шестой лучик- составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ. - Давайте составим следующий лучик и прикрепим его к ФОРМУЛЕ ЗДОРОВЬЯ. - Ребята, осталось вспомнить последнее составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ, как вы считаете, от чего ещё зависит наше здоровье. - Какие способы поднятия настроения вы знаете, что делаете вы, чтобы повысить седее настроение? -Кто знает самый быстрый, лёгкий и эффективный способ поднятия настроения? Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. - Ещё один способ повышения настроения – это похлопать в ладоши. Давайте проверим. - Где он применяется? - Нам нужно поскорее оформить последний лучик, прикрепить его и ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ будет готова. Педагог предлагает детям прикрепить седьмой лучик - составляющее ФОРМУЛЫ ЗДОРОВЬЯ. | Дети предлагают варианты. Активность, чёткость, слаженность, взаимовыручка. Дети отвечают на вопросы анкеты, комментируя свои ответы. Варианты ответов детей. Человек здоров, если у него ничего не болит, он активен, бодр, у него хорошее настроение. Варианты ответов детей. Правильное питание. Овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыба, вода. Дети выбирают картинки с изображением полезных продуктов и приклеивают их на луч с надписью «Правильное питание» Нет, человек должен употреблять разнообразные продукты. Они лишают свой организм необходимых витаминов и питательных веществ, что так же приводит к нарушению здоровья и нарушению двигательных функций организма 3 раза и больше. Разнообразное и не менее 3 раз в день. Один из детей прикрепляет лучик к надписи ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ. Заниматься спортом. Дети называют секции. В школе зарядку делают все. Активный образ жизни. Дети выбирают и наклеивают картинки, при этом беседуя на тему активного образа жизни. Готовый лучик прикрепляют к ФОРМУЛЕ ЗДОРОВЬЯ. Варианты ответов детей. Моржи – это люди, которые плавают в ледяной воде. - У них закалённый организм. -Контрастный душ. -Обтирание влажным полотенцем. - Обливание ног холодной водой. - Хождение босыми ногами. - Сон с открытой форточкой. Дети наклеивают картинки и прикрепляют готовый лучик к Формуле. - Соблюдение режима дня. - Режим дня – это определённый ритм жизни, чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания. Дети выбирают и наклеивают картинки, ведя при этом беседу о соблюдении режима дня. . Умываемся, чистим зубы, принимаем душ. -Соблюдение личной гигиены. - Помыв руки перед едой, мы убиваем микробы. -Умываясь утром, мы приобретаем бодрость. Готовый лучик прикрепляют к формуле здоровья. От вредных привычек. Табакокурение негативно влияет на весь организм, особенно на дыхательную систему. Переедание вредит органам пищеварения и ведёт к избыточному весу. Привычка больше 2 часов в день смотреть телевизор и сидеть за компьютером влияет на зрение и общее состояние организма. Дети оформляют лучик и прикрепляют его. От хорошего настроения. - Встретиться и пообщаться с друзьями. - Посмотреть фильма. - Послушать музыку. - Съесть сладкое - Спеть песню. Дети улыбаются друг другу. Дети хлопают в ладоши, повышая настроение. На концертах, в цирке. Дети наклеивают картинки со способами повышения настроения и прикрепляют последний лучик. |
4. Подведение итогов. | Педагог вместе с детьми обобщает работу, подводит итоги. - Уважаемые друзья, участники творческой лаборатории. ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ готова для телепортации. Звучит музыка. Ребята наше послание принято, и пришёл ответ, послушайте его «Вы открыли нам секрет, Как здоровье сохранить, Чтоб нам больше не болеть И здоровой жизнью жить! Спасибо!» Мы спасли планету Мега-Альфа-Центавра и её жителей от исчезновения. Как вы думаете, может ли подобная ситуация произойти с нами и нашей планетой Земля? Как этого избежать? | Ответы детей. Жить по Формуле здоровья. |
5. Домашнее задание. | Я предлагаю вам к следующему занятию дома нарисовать рисунок на тему «Как вы заботитесь о своём здоровье?» Чтобы узнать новые факты о сохранении здоровья, мы встретимся на следующих занятиях. Всем спасибо за интересное общение и работу. В благодарность всем нам аплодисменты. - До свидания! Будьте здоровы! | Дети аплодируют и прощаются. |
Правила работы в команде:
активность
чёткость
слаженность
взаимовыручка
ВЫ ОТКРЫЛИ НАМ СЕКРЕТ, КАК ЗДОРОВЬЕ СОХРАНИТЬ, |
ЧТОБ НАМ БОЛЬШЕ НЕ БОЛЕТЬ И ЗДОРОВОЙ ЖИЗНЬЮ |
ЖИТЬ! СПАСИБО! |
ПЛАНЕТА МЕГА-АЛЬФА-ЦЕНТАВРА |
«МИЛЛИОНЫ ЛЕТ ТРУДИЛАСЬ |
ПРИРОДА НАД СОЗДАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА. ЛЮДИ |
НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ЖИЛИ СЧАСТЛИВО. НО В ТЕЧЕНИЕ |
ПОСЛЕДНИХ 100 ЛЕТ НА НАШУ ПЛАНЕТУ СО ВСЕЙ |
ВСЕЛЕННОЙ ЕЖЕДНЕВНО НА КОСМИЧЕСКИХ |
ЗВЕЗДОЛЁТАХ СТАЛИ ПРИХОДИТЬ ГЕНЕТИЧЕСКИ |
ИЗМЕНЁННЫЕ ПРОДУКТЫ, ЗАГРЯЗНЁННАЯ ПИТЬЕВАЯ |
ВОДА, НИКОТИНОВЫЕ И АЛКОГОЛЬНЫЕ ГРУЗЫ, |
ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО РЕКЛАМЫ. МЫ ПОВЕРИЛИ |
ВСЕМУ, ЧТО ПРЕДЛАГАЛОСЬ, И ДЕЛАЛИ ВСЁ ИМЕННО |
ТАК. СНАЧАЛА, МЫ НЕ ЗАМЕТИЛИ ТОГО, ЧТО СТАЛИ |
ЧАЩЕ БОЛЕТЬ, И ЖИТЕЛИ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ |
ОКАЗАЛИСЬ ПОД |
УГРОЗОЙ ВЫМИРАНИЯ! НАШИ УЧЁНЫЕ УТЕРЯЛИ |
ФОРМУЛУ ЗДОРОВЬЯ И НА МЕЖПЛАНЕТНОМ УРОВНЕ |
ПРОСИМ ВАС О ПОМОЩИ – ПЕРЕПРАВИТЬ НАМ ФОРМУЛУ |
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ЕСЛИ ФОРМУЛА НЕ БУДЕТ |
ВОССТАНОВЛЕНА, ТО НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ОСТАЛОСЬ |
СУЩЕСТВОВАТЬ 2 ГОДА, В ЗЕМНОМ ВРЕМЕНИ ЭТО 2 |
ЧАСА. ВЫ ЕДИНСТВЕННЫЕ, КТО МОЖЕТ НАМ ПОМОЧЬ. |
ПОМОГИТЕ!!!». |
Активный
образ жизни
Режим дня
Правильное питание
Закаливание
Отсутствие вредных привычек
Хорошее настроение
Гигиена